TOP

На Западе предпочитают обсуждать беларусскую тему с Путиным

Влияние России на Беларусь усиливается настолько, что нет желающих вести разговор даже в случаях, когда появляются очевидно напрашивающиеся темы.

9 февраля глава МИД Беларуси Владимир Макей принял копии верительных грамот от нового посла Швейцарии Кристины Хонеггер-Золотухин.

Решение Берна направить в Минск нового посла не вписывается в логику противостояния последнего с Западом. Что стоит за таким непопулярным дипломатическим решением?

Поговорили на эту тему с аналитиком BISS Вадим Можейко.

 «Швейцария хороший канал для открытой дипломатической связи на крайний случай»

– Швейцария не входит в Евросоюз и априори может позволить себе более самостоятельную политику, импровизировать с партнерами по Евросоюзу. Швейцария всегда занимает позицию, более открытую для диалога. Она оставалась нейтральной даже к фашистской Германии – чего уж тут говорить о нашем режиме?

А в данном случае немаловажным является тот факт, что в беларусской тюрьме заложником остается гражданка Швейцарии Наталья Херше, которая уже и вышла бы на свободу, напиши прошение. Но она оказалась твердым орешком, отказалась, чем поставила в неловкое положение обе стороны. Поэтому у нового посла, думаю, есть и совершенно понятная гуманитарная миссия.

– Решение Швейцарии дает ли основания говорить, что между Западом и Минском намечаются некие кулуарные дискуссии?

– Любые переговоры упираются в один вопрос – в предмет переговоров. Очевидно, перед швейцарским послом стоит задача освободить Наталью Херше, ясно, что переговоры на эту тему будут.

Другое дело, что Швейцария не та страна, которую можно считать способной договариваться о посредничестве с Евросоюзом. Мне кажется, она – хороший канал для открытой дипломатической связи на крайний случай: будь то гуманитарные вопросы или обострение отношений Россиеи и Украины. Но я не думаю, что Швейцария поможет с серьезными переговорами с Западом об отмене санкций.

– Некие общие точки зрения между Западом и официальным Минском сегодня есть или вообще отсутствуют?

– Отсутствуют не только точки соприкосновения – отсутствуют темы для разговора, и в результате то, о чем готова говорить одна сторона, не готова поддерживать другая. Во время миграционного кризиса существовали и гуманитарные проблемы, и другие, о которых можно было беседовать. Сейчас такой очевидной темы нет. Сейчас Запад больше всего беспокоит обострение вокруг Украины. Там берет верх точка зрения, что Лукашенко во многих вопросах, особенно в военной сфере, несамостоятелен, все вопросы надо решать с Москвой. Что, собственно, мы и наблюдали: на днях беларусскую тему президент Франции Макрон обсуждал с Путиным. В этом нет ничего хорошего для нашего суверенитета. Но реальность такова: влияние России на Беларусь в глазах Запада усиливается настолько, что нет желающих вести с Минском разговор даже в случаях, когда появляются очевидно напрашивающиеся темы.

«Лукашенко недоволен зависимостью»

– Кстати, какие выводы можно сделать из так называемого «сирийского кейса»? Правительство России издало распоряжение о направлении беларусских военнослужащих в Сирии, документ опубликован на правовом портале РФ, а Лукашенко назвал это решение «фейком».

– Этот кейс является попыткой прощупать, насколько сильно Москва может продавить Беларусь, насколько сильно можно втягивать Минск в орбиту своих действий. Реакция Лукашенко, который назвал официальный документ российского правительства фейком, говорит о том, что, несмотря на усиливающуюся зависимость от России, он пытается все-таки маневрировать. Он крайне недоволен своей зависимостью.

Более того, попытка отправить беларусских военнослужащих в Сирию была бы крайне неодобрительно встречена в Беларуси и окончательно разрушила бы имидж лукашенковской безопасности. Поэтому для Минска такой поворот сулит нежелательное развитие событий, он предпочтет продавать Кремлю военную риторику, а не реально сидеть в окопах.

– Удалось дистанцироваться от фейка?

– Посмотрим, как будет развиваться ситуация. С Казахстаном уже вышло в принципе скользко: просто повезло, что одного ввода войск ОДКБ оказалось достаточно для избежания эскалации ситуации. Если бы там произошли кровавые инциденты с участием беларусских военных, то это стало бы большой проблемой.

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.