TOP

Александр Бухвостов: История с РЭПом – это не точечный удар, а уничтожение профсоюзов

Беларусский профсоюз работников радиоэлектронной промышленности (РЭП) признан экстремистским формированием. Такое решение принял КГБ 7 апреля, а уже 11 апреля РЭП включен в «перечень формирований, имеющих отношение к экстремистской деятельности».

Изображение: Депозитфото

БКДПБеларусский конгресс демократических профсоюзов (БКДП), чьим членом является РЭП, уже выразил решительный протест в связи с этим шагом властей.

«Исполком АП БКДП заявляет, что принятием этого решения беларусские власти сделали еще один опасный шаг по эскалации террора и репрессий против независимого профсоюзного движения страны.

Исполком АП БКДП требует от властей немедленного прекращения своей политики, направленной на уничтожение независимого профсоюзного движения, расправу над его членами. Мы заявляем, что эти действия повлекут за собой непредсказуемые для страны последствия и предупреждаем организаторов атаки на профсоюз РЭП об их ответственности за это.

Исполком АП БКДП немедленно проинформирует о произошедшем Международную организацию труда (МОТ), Международную конфедерацию профсоюзов (МКП) с настоятельной просьбой использовать свои полномочия и имеющиеся в распоряжении ресурсы для оказания давления на власти с целью пресечения непрекращающегося давления, репрессий и расправ над независимыми профсоюзами Беларуси и их членами».

РЭП объединяет в своих рядах почти 2 тысячи человек. Означает ли это, что все они оказались под дамокловым мечом уголовного преследования?

Юрый Чавусаў, юрыст: Упершыню «экстрэмісцкім фарміраваннем» прызналі зарэгістраванае грамадскае аб’яднанне

– Гэта першы выпадак, калі ў спіс патрапіла зарэгістраваная дзяржавай юрыдычная асоба, дзе ёсьць афіцыйнае сяброўства, заснаваная на фармальным членстве структура. Хаця здавалася б – тут патрэбнае адпаведнае рашэнне суда

Юрыст кажа, што фактычна ўсе сябры арганізацыі апынуліся пад пагрозай крымінальнага пераследу:

– І пры гэтым у ЕРІП застаеца опцыя пералічаць грошы РЭПу. Не вядзіцеся – гэта можа быць цяпер склад злачынства, якое прадугледжана артыкулам 361-2 «Фінансаваньне экстрэміскай дзейнасьці»:

Статья 361-2 УК. Финансирование экстремистской деятельности

  1. Предоставление или сбор денежных средств, ценных бумаг либо иного имущества, в том числе имущественных прав и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, любым способом для заведомого обеспечения экстремистской деятельности, деятельности, направленной на реабилитацию нацизма, –

наказываются арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок от трех до пяти лет.

  1. Те же деяния, совершенные повторно, либо группой лиц по предварительному сговору, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, –

наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет со штрафом.

Александр Бухвостов: Мы не знаем планы тех, кто принимает решения

Связаться с руководством РЭП не удалось. Поэтому мы попросили прокомментировать ситуацию лидера Свободного профсоюза металлистов Александра Бухвостова.

– Почему избран такой путь удушения профсоюза? Не ликвидация через суд, как это делалось со всеми другими общественными организациями, а путем признания РЭПа «экстремистским формированием»?

– Я думаю, руководство профсоюза должно обратиться в суд с иском, защитить свои права.

Ситуация неприятная. Международное профсоюзное движение уже в курсе, наблюдает за процессом.

Что делал профсоюз? Если он защищал людей в трудовых, социальных конфликтах, то под экстремизм можно подвести любые действия, в том числе и действия профсоюзников и Федерации профсоюзов Беларуси, потому что на местах они тоже иногда решают социальные вопросы: возвращают невыплаченную зарплату, восстанавливают на работе незаконно уволенных. Профсоюзы решают трудовые и социальные вопросы, а раз решают, люди по-другому смотрят по сторонам, им становится легче жить, а значит, и лояльнее относятся к власти. Если же нагнетать обстановку, то в конце концов увидим последствия совершенно непредсказуемого характера.

– Признание РЭП «экстремистским формированием» – точечный удар или первая ласточка зачистки независимого профсоюзного движения?

– Сложно рассуждать: мы не знаем планы тех, кто принимает решения. Мне кажется более вероятным, что налицо попытка давить независимые профсоюзы.

РЭП официально зарегистрирован, в нем чуть ли не 2 тысячи членов. Огромное количество людей выбрали его в свопе время потому, что он оказал им поддержку: решил социальные или трудовые вопросы, дал юридические советы, просто выслушали человека – и ему стало легче. Понимаете, профсоюзы в какой степени напоминают и церковь: люди иногда просто приходят и рассказывают о своих проблемах, пытаются найти сочувствие и поддержку. Никто не заставит их идти к тем, кто не собирается выслушивать, а лишь оглядывается на власть, свое начальство.

С точки зрения здравого смысла я бы считал неправильным закрывать профсоюзы или, как минимум, преследовать их таким образом.

Уничтожать структуры, которые помогают сглаживать назревающую социальную напряженность, не лучший выход из положения.

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.