TOP

Валерий Карбалевич: Неуклюжая мимикрия

В истории с визитом Пушилина белорусские власти оказались в деликатной ситуации сразу по нескольким причинам.

Все встречающиеся в природе изменения происходят так, что если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого.

                                                       Михаил Ломоносов

Во внутренней и внешней политике Беларуси продолжаются устоявшиеся тенденции.

Не снижается накал политических репрессий. Покончив с независимыми профсоюзами, силовики переключились на политические партии. Арестовано руководство Объединенной гражданской партии.

После некоторого перерыва произошел обстрел Украины с территории Беларуси.

Продолжается конфликт с Западом. Доклад Международной организации гражданской авиации (ICAO) подтвердил обвинение в адрес официального Минска по поводу принудительной посадки самолета кампании Ryanair год назад.

Беларусь отозвала посла в Великобритании «из-за ряда недружественных шагов Лондона».

Единственным событием, выбивающемся из привычной колеи, стал визит главы самопровозглашенной «ДНР» Дениса Пушилина в Брест 27 июля. Необычность этой ситуации обусловлена несколькими факторами.

С одной стороны, это жест лояльности России. В интервью информационному агентству Франс Пресс 21 июля Лукашенко выразил твердое убеждение, что все захваченные Россией украинские территории уже не будут принадлежать Украине. И первый визит в Беларусь главы «ДНР» должен был продемонстрировать верность официального Минска союзнику. Такая своеобразная форма признания этого самопровозглашенного государства.

Но, с другой стороны, на полное признание «ДНР» Минск идти не хочет. В результате получилось, что статус «полугосударства» обусловил схему «полупризнания» или какого-то стыдливого признания. Оно выразилось в том, что государственные СМИ Беларуси обошли сам факт визита Пушилина. С ним встретился всего лишь заместитель председателя Брестского облисполкома. Для статуса главы государства, на который претендует Пушилин, это принижение.

В принципе здесь нет ничего нового. Политику «полупризнания» белорусское руководство проводит давно в отношении Южной Осетии, Абхазии, Крыма. Но то было раньше.

Почему даже после роковой даты 24 февраля, резкой возросшей зависимости Беларуси от России Минск демонстрирует такое мягкое уклонение от исполнения союзнического долга?

Как это не покажется странным, белорусское руководство пытается сохранить какие-то мосты политической коммуникации с Западом. Это выявляется не только в таком полупризнании «ДНР», «ЛНР». Никогда ранее Лукашенко так часто не давал интервью ведущим западным информационным ресурсам, как в последние два года. Например, 21 июля он отвечал на вопросы журналиста агентства Франс Пресс. Хотя, казалось бы, зачем разговаривать с врагами? Но вот же разговаривает, и причем интенсивнее чем раньше.

Но не менее, а, может быть, более важно для Лукашенко продемонстрировать, что он не марионетка России. В последнее время белорусский властитель часто затрагивает эту тему, настойчиво подчеркивая, что он хозяин в Беларуси. А полное признание «ЛНР» и «ДНР» было бы воспринято не только на Западе, а даже на постсоветском пространстве, странах Азии, Китае как подтверждение несамостоятельности Лукашенко. И если бы он принял Пушилина, то независимые СМИ писали бы примерно в таком духе, что марионетка встретился с марионеткой. Он весьма чувствительный к таким ситуациям.

Вероятно, Лукашенко считает, что он всех перехитрил. Всем послал те сигналы, которые те хотели увидеть. Дескать, и волки сыты, и овцы целы. Однако на самом деле в этой истории с визитом Пушилина белорусские власти оказались в деликатной ситуации сразу по нескольким причинам.

Государственные СМИ обошли эту тему не только из-за нежелания акцентировать внимание на вопросе признания «ДНР». Но и потому, что не хотелось лишний раз напоминать о международной изоляции страны. Ведь бывали времена, когда Беларусь регулярно посещали лидеры других государств. А теперь только российские губернаторы, да глава откровенно марионеточного образования. Что называется, дожили.

Кроме того, красивую картинку испортил сам гость. Поездка Пушилина сопровождалась достаточно двусмысленными заявлениями. В ходе возложения цветов к Вечному огню мемориала «Брестская крепость», он назвал Брест городом, ставшим «образцом мужества и сопротивления русского солдата». А потом заявил: «Сегодня пришло время вновь освобождать русские города, основанные русскими людьми: Киев, Чернигов, Полтава, Одесса, Днепропетровск, Харьков, Запорожье, Луцк». Город Брест не был назван, но он вписывается в этот логичный ряд, намек Пушилина очень прозрачен и понятен.

Еще один нюанс. Так называемого главу «ДНР» в ходе поездки в Брест сопровождали руководитель партии «Единая Россия» Андрей Турчак, посол России в Белоруссии Борис Грызлов. А сопоставимых по рангу белорусских чиновников там не было. И тут белорусские власти попали в политическую ловушку, на которую обратил внимание политолог Юрий Дракохруст: «Аднак што адбылося насамрэч у Берасьці? Туды прыбывае кіраўнік сэпаратысцкага, мяцежнага рэгіёну Ўкраіны, і яго там цёпла прымаюць афіцыйныя высокапастаўленыя прадстаўнікі Расейскай Фэдэрацыі. Дык яны там, відаць, ужо і ёсьць улада. На сваёй «рускай» зямлі яны прымаюць свайго госьця».

Дипломатия оказалась не столько хитрой, сколько неуклюжей.

31 июля 2022 г.

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.