TOP

Валерий Карбалевич: В канун второго пришествия. Российских солдат в Беларусь

Все эти информационные вбросы о развертывании совместной региональной группировки войск похожи на операцию прикрытия введения сюда большого количества российских военнослужащих и сохранения политического лица Лукашенко.

Это не ложь, если в это веришь.

Из сериала «Сайнфелд»

Важная особенность последних событий состоит в том, что Лукашенко уже не может скрывать усиливающееся давление со стороны Москвы. Более того, ему приходится признавать, что он принимает решения под влиянием России. Шаги по более глубокому втягиванию Беларуси в войну, озвученные Лукашенко на совещании с силовиками 10 октября, были предприняты после недавних переговоров с Путиным в Санкт-Петербурге. Именно на них он ссылался.

На этом совещании Лукашенко обнародовал важную информацию. На территорию Беларуси прибывают тысячи российских военнослужащих. Также на переговорах в Санкт-Петербурге они с Путиным договорились о развертывании совместной белорусско-российской региональной группировки войск.

Что все это значит? Хотел бы предложить свою версию.

В ходе этой войны российские войска появляются на белорусской территории не в первый раз. В феврале они наступали на Киев именно отсюда. По оценкам экспертов, численность российского контингента насчитывала в тот момент около 30 тыс.

Но тогда, согласно официальной версии, российские войска прибыли в Беларусь на учения, и по окончании их не вернулись домой. А тут вдруг война. Судя по всему, это произошло вопреки желанию официального Минска. Можно вспомнить, как министр иностранных дел Владимир Макей за несколько дней до начала агрессии России уверял на пресс-конференции, что после учений ни один российский солдат, ни одна единица техники не останется в Беларуси. И уже потом, задним числом, Лукашенко, пытаясь доказать, что он полный хозяин на белорусской территории, уверял, что войска РФ остались здесь по его просьбе.

Потом, когда Москва свернула поход на Киев, основная часть российских войск ушла из Беларуси. По оценкам украинской разведки, их осталось здесь около 1 тысячи.

Теперь они возвращаются. С какой целью? Есть два варианта.

Во-первых, для нового сухопутного похода на Киев. Но это мало вероятно. Как показали события февраля-марта, из-за географических особенностей местности, наступающие российские войска попадают в западню. Тем более, поступает все больше информации, что из Беларуси в Россию выводится военная техника и боеприпасы, снятые с консервации. Такое не происходило бы, если бы союзники собирались наступать с белорусской территории.

Скорее может рассматриваться второй вариант: сюда завозят мобилизованных в России для обучения, тренировок с тем, чтобы потом отправить их на фронт в Донбасс. В самой РФ не хватает нужной инфраструктуры, полигонов для обучения вновь призванных в армию. И решили воспользоваться белорусской территорией.

Но здесь возникает болезненная для Лукашенко проблема: как оправдать, легитимировать новое нашествие российских войск на белорусскую территорию в момент резкой эскалации войны. При этом Кремль грозится применить ядерное оружие, а западные лидеры обещают нанести ответный удар по военным объектам РФ (а они есть и здесь, в Беларуси). Возможно, есть и какие-то другие угрозы, о которых мы не знаем.

Кроме того, в различных комментариях снова встает вопрос о российской оккупации нашей страны, о том, что Беларусь потеряла военный суверенитет, а Лукашенко полностью подчиняется приказам Путина, стал его марионеткой. А как на это посмотрит беларусская номенклатура? Не станет ли она поворачиваться в сторону нового хозяина – Путина? Все это создает для Лукашенко ситуацию сильного стресса. А в такой обстановке невозможно принимать логичные, последовательные, выверенные решения, делать непротиворечивые утверждения.

Для обоснования «второго пришествия» российских войск придумано два пропагандистских конструкта.

Первый – традиционный: новые обвинения в адрес Украины и Запада, которые, дескать, вот-вот собираются напасть на Беларусь. Абсурд ситуации в том, что чем больше независимости Беларуси угрожают с востока, тем больше обвиняют в этом Запад. Здесь Оруэлл и Кафка в одном лице.

И на этом фоне развертываются интересные сюжеты. Сознательно разжигаемый милитаристский угар приобретает собственную инерцию. Официально заявлено, что мобилизации не будет, но увеличен призыв военнообязанных на сборы, объявлена проверка боеспособности воинских подразделений. Что дает основания экспертам и СМИ делать выводы о скрытой мобилизации.

Руководители силовых структур по указанию Лукашенко ездят по трудовым коллективам, чтобы успокоить народ. Но успокаивают очень своеобразно. Председатель КГБ Иван Тертель рассказывает, что соседние страны готовят теракты на белорусской территории, уже подготовились к военному нападению и даже собираются применить ядерное оружие.

Именно в рамках этого милитаристского психоза стал возможен скандал, в который умудрился вляпаться всегда осторожный министр иностранных дел Владимир Макей. 13 октября, находясь в Астане, он заявил, что в Беларуси введен режим контртеррористической операции. На другой день в КГБ опровергли эту информацию. В спор между ведомствами вмешался сам Лукашенко и заявил в той же Астане: «В связи с обострением введен режим такой повышенной террористической опасности». Не очень понятно, что это означает с правовой точки зрения. Но Макей был вынужден дважды оправдываться и обвинил во всем СМИ, дескать, это они все напортачили.

Кстати, насчет «террористической опасности». На днях КГБ внес в «список террористов» журналисток Ольгу Лойко и Елену Толкачеву. Вот от кого для властей исходит «террористическая опасность».

Президент Украины Владимир Зеленский предложил разместить миссию международных наблюдателей на украинско-белорусской границе. И тут последовала ожидаемая реакция официального Минска. Госсекретарь Совета безопасности Александр Вольфович, министр иностранных дел Владимир Макей дружно отвергли эту идею, не особо заморачиваясь аргументами. И это понятно. Миссия международных наблюдателей легко разоблачила бы все мифологемы о военной угрозе Беларуси со стороны Украины и, в свою очередь, фиксировала бы все факты обстрела украинской территории из Беларуси российскими военными.

А вот второй конструкт – это нечто новое. Объявлено о развертывании совместной белорусско-российской региональной группировки войск. Согласно двусторонним соглашениям, такая группировка в мирное время существует на бумаге, а ее развертывание происходит в «угрожаемый период». Вот, дескать, теперь такой период наступил.

Ситуация с этим развертыванием до конца не ясна. Но создается впечатление, что это какая-то имитация, дымовая завеса, призванная оправдать приезд российских войск в Беларусь в немалом количестве. Их нахождение в Беларуси для тренировок и обучения и будет трактоваться как «развертывание региональной группировки».

Ибо, если реально развертывать эту группировку, то согласно беларусской военной доктрине (пункт 43 главы 8), «в период нарастания военной угрозы создается Объединенное командование региональной группировкой войск». И вот здесь возникают вопросы. В военной группировке не может быть двух командиров. Такова природа армии. Как можно командовать группировкой, состоящей из двух частей (белорусской и российской), у которых разные функции… Российская армия воюет в Украине, беларусская – нет. Как такой гибрид может функционировать под единым командованием?

И кто будет командовать этой объединенной региональной группировкой? Российский или беларусский генерал? Если российский, то Беларусь превращается в еще один военный округ РФ, и беларусская армия может быть отправлена на войну без согласия Лукашенко?

Поскольку пока о создании объединенного командования ничего не слышно, то все эти информационные вбросы о развертывании совместной региональной группировки войск похожи на операцию прикрытия введения сюда большого числа российских военнослужащих и сохранения политического лица Лукашенко.

15.10.2022 г.

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.