TOP

Раньше выстрела в могилу падать не надо, или Что ждет политические партии

В сегодняшней ситуации намного проще делать негативные прогнозы, чем позитивные, а значит, реально оппозиционные партии пойдут под нож.

В Беларуси осталась одна девственная поляна, по которой еще не прошелся каток репрессий. Речь о политических партиях.

Конечно же, ударили в первую очередь по активистам оппозиционных структур: три лидера демократических партий (председатель Партии БНФ Григорий Костусев, председатель ОГП Николай Козлов, сопредседатель БХД Павел Северинец) сидят в тюрьме, после 2020 года в местах не столь отдаленных оказались сотни, тысячи партийных активистов. Но при этом формально ни одна политическая организация не ликвидирована. В отличие от почти тысячи ликвидированных общественных объединений. Судя по всему, партии получили небольшую отсрочку.

Газета «Звязда» опубликовала отчет с круглого стола «Роль общественных объединений в политической системе РБ. Законодательство и пути его совершенствования», который инициировали комиссия Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и СМИ, и объединением «Белая Русь».

Заместитель министра юстиции Олег Кот рассказал о некоторых новациях и предлагаемом алгоритме перерегистрации политических партий. Схема проста: в течение трех месяцев со дня вступления в силу закона политические партии обязаны предоставить в Минюст документы о перерегистрации либо принять решение о ликвидации партии. В течение полугода партии обязаны пройти перерегистрацию. В противном случае они будут ликвидированы решением Верховного суда.

Что означают предлагаемые изменения и какую судьбу они уготовили политическим партиям?

Поговорили с политическим обозревателем Павлюком Быковским.

– «Звязда» практически ничего не сказала о том, что изменится в законе. Разговоры про «усиление роли граждан» всего лишь оценочное суждение, непонятно, каким образом эта норма может быть реализована. Особенно сейчас, когда любые автономные действия граждан (неважно, политические или неполитические) часто становятся поводом для репрессий.

Говорится, что в уставе должны быть оговорены общие цели и задачи партии. Но точная формулировка опять отсутствует. Судя по всему, там должна содержаться фраза, которая подтвердит лояльность беларусскому правящему режиму. Я не видел законопроекта, поэтому сейчас просто фантазирую.

Политические структуры, которые будут вести террористическую и другую запрещенную законодательством деятельность, либо наносить ущерб государству, подлежат ликвидации. Но эта норма присутствует и сейчас: основанием для ликвидации является нарушение законодательства, а незаконную деятельность, причем не только террористическую, вести запрещалось. Мы имеем дело скорее с бюрократическими играми, чем с реальным наполнением закона.

Предлагается, что партийцами могут являться не только граждане Республики Беларусь – это действительное новое положение, потому что в действующем законе иностранцам это запрещалось, равно как и запрет на иностранное финансирование. Оказывается, главное, чтобы гражданин постоянно проживал в стране. Судя по всему, эта норма будет работать только в отношении россиян, которые постоянно проживают в Беларуси; их объединение, возможно, получит возможность регистрации. Что касается других иностранцев, то верится с трудом, что они получат такое право.

Но при всем этом сохраняется тенденция избегать иностранного влияния на деятельность партий; но если иностранцы смогут учреждать партии на территории Беларуси, входить в состав партий, то здесь сложно будет провести грань.

Поэтому до публикации законопроекта очень сложно судить, как он может работать.

– Судя по всему, вся суть готовящегося законопроекта – в готовящейся перерегистрации партий…

– Интересно, изменилось ли количество членов, необходимых для регистрации партии, другие «мелочи», которые влияют на формальные возможности для отказа в официальном признании политических структур? Разговоры о том, чтобы увеличить или уменьшить количество партийцев все-таки велись.

– Если исходить из предложенных поправок в законопроект, существующие структуры пройдут перерегистрацию?

– Большой вопрос, потому что мы не знаем настоящих критериев, заложенных в законе. А ведь дополнительно возникает вопрос: какая задача стоит перед исполнительными органами? Если она заключается в том, чтобы законсервировать ситуацию, то возможно, будет позволено перерегистрировать всех. Но оснований так считать не очень много; более вероятным мне кажется вариант, когда все реально оппозиционные партии могут пойти под нож.

Кроме того, надо учитывать, что не у всех из них руководство осталось в Беларуси (или основная часть руководства: заместители итд.): из-за репрессий, даже безотносительно к партийной деятельности, а из-за общеоппозиционной деятельности многие вынужденно уехали. Для перерегистрации, возможно, придется проводить какие-то бюрократские процедуры с участием этих граждан на территории Беларуси. А если они не смогут приехать?

На самом деле, в сегодняшней ситуации намного проще делать негативные прогнозы, чем позитивные.

Ну а с другой стороны раньше выстрела в могилу падать не надо.

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.