TOP

Валерий Карбалевич: Нападение дронов и китайский кейс

Итак, война пришла в белорусский дом. Настоящая. 26 февраля неизвестные дроны атаковали очень дорогой российский самолет дальней разведки ДРЛО А-50 на военном аэродроме Мачулищи под Минском.

Инцидент в Мачулищах

Ранее также были небольшие инциденты, которые при желании можно было выдать за военные акции противника: взрывы на аэродроме в Зябровке под Гомелем, нарушение границы украинскими беспилотниками (по информации беларусских пограничников), осколки ракеты, которая прилетела с территории Украины.

Но сейчас ситуация иная. Произошло нападение на военный объект. Причем, не где-то там на границе что-то случайно залетело, а было осуществлено нападение на элемент стратегической инфраструктуры около столицы государства.

Ответственность за инцидент в Мачулищах взяла на себя оппозиционная организация бывших силовиков BYP”L. Ее представитель Александр Азаров утверждал, что самолет получил серьёзные повреждения.

Но эта история с атакой дронов на аэродром оказалась в центре информационной войны.

Беларусские власти четверо суток молчали, а потом стали уверять, что ничего не было, все сообщения подобного рода названы фейком. Вечером 1 марта многие пропагандистские ресурсы режима Лукашенко показали небольшой видеоролик, на котором самолет ДРЛО А-50 двигается по аэродрому. А 2 марта появились сообщения и даже видео, что он улетел. Согласно пресс-службе Минобороны Беларуси, самолет ДРЛО А-50 «выполняет задачи боевого дежурства». А Telegram-канал «Пул Первого» даже сообщил, что он сопровождал борт Лукашенко во время его возвращения из Китая.

Но если все так благостно, как уверяют власти, не было никакого нападения на аэродром, то возникает несколько вопросов. Почему уже несколько дней, начиная с 26 февраля, все силовые структуры «стоят на ушах»? Милиция проводит проверки на дорогах. Беларусские пограничники значительно усилили контроль на всех границах, включая беларусско-российскую, а также в приграничных районах. Говорят, ищут диверсантов. В розыск объявили выходца из Крыма, которого называют причастным к этому инциденту. По всей стране проходят облавы и обыски. Милиция стала проверять владельцев дронов. В Мачулищах, Фаниполе задерживали оппозиционеров, разыскивают людей, которые размещают  «неправильные» комментарии в соцсетях, в связи с этим инцидентом. Лукашенко 27 февраля провел срочное совещание с силовиками, на котором обрушился на них с критикой, потребовав «жесточайшей дисциплины».

Почему четверо суток ни государственные СМИ, ни официальные лица никак не комментировали эти события? Подтверждается известный вывод, что в момент кризиса, нестандартной ситуации система власти, подобная беларусской, впадает в ступор. Это, например, произошло после загадочной смерти министра иностранных дел Владимира Макея. Это происходит и сейчас.

Вообще, за четверо суток самолет могли подремонтировать. И если борт может летать, то это еще не значит, что он может выполнять свои функции дальней радиолокационной разведки и управления.

И далее возникает вопрос: куда он полетел? Журналисты информационного ресурса «Зерк”ло» позвонили на Таганрогский ремонтный завод в России, и там подтвердили, что указанный самолет прибыл туда на ремонт. Так что информация официальных органов, будто бы борт А-50 находится на боевом дежурстве, не соответствует действительности.

Долгое молчание властей вполне понятно. Правдивая информация о происшествии в Мачулищах уж очень невыгодна беларусским властям по нескольким причинам.

  1. Скандал вокруг нападения на самолет разрушает официальную мифологему о беларусской стабильности. Мол, во всем мире какие-то катаклизмы, а здесь островок мира, порядка и безопасности. И вот такой сюрприз.
  2. Лукашенко много раз говорил, что Запад пытается втянуть Беларусь в войну, но он этого не допустит, он гарантирует мир; пока он у власти, беларусы могут спать спокойно. Но тут оказывается, что война добралась и сюда.
  3. Атака аэродрома произошла на фоне бесконечных военных учений, проверок готовности, регулярных передвижений войск к границам и обратно, разных мобилизационных мероприятий. Формировалась территориальная оборона, народное ополчение, сотрудникам МЧС выдали пистолеты, ставилась задача мобилизовать для целей обороны охотников, рыболовов, лесников. Это продолжалось целый год с начала войны. Один раз в две недели Лукашенко проводил совещания с силовиками. И каков результат всей этой милитаристской лихорадки? В критический момент стратегический военный объект оказался беззащитным. А куда же смотрела вся система ПВО?
  4. Лукашенко неоднократно заявлял, что как только враги нападут на беларусскую территорию, ответ будет «жесточайшим», «страшным». И если теперь признать, что произошло нападение, то надо давать ответ. Но не очень понятно, кто напал и кому отвечать.
  5. С учетом того, что ответственность за нападение на аэродром взяли на себя беларусские партизаны, получается, что власть не смогла подавить сопротивление. И это несмотря на тотальный террор против любого инакомыслия. Выходит, режим так и не смог взять контроль над обществом.
  6. Наконец, неприятные вопросы может поставить Москва. Лукашенко много раз заверял Кремль, что на беларусской территории российским войскам ничего не угрожает, что Беларусь является для России надежным щитом от западных супостатов. И объяснял нежелание направлять свои войска в Украину необходимостью закрывать западную границу Союзного государства. А теперь оказывается, что щит-то дырявый.

Но позиция, занятая властями (предложение собственной версии события через четверо суток), изначально проигрышная. В информационной войне очень важно выстрелить первым. Кто успел раньше выдвинуть свою версию события, тот оказывается в выигрыше. Эту версию потом тиражируют другие СМИ. В информационную эпоху опоздание с реакцией на важное событие, вокруг которого бушуют страсти, на четверо суток – это громкий провал.

Визит Лукашенко в Китай

Это был 13-й визит Лукашенко в Китай. В среднем раз в два года. Правда, был большой перерыв в четыре года. Предыдущий визит состоялся в 2019 году. Потом был ковид и взрыв народного протеста 2020 года, который поставил белорусско-китайские отношения на паузу. Исходя из своей политической философии, Пекин не торопился, выжидая, чем закончится политический кризис в Беларуси. И только убедившись, что Лукашенко сохранил власть, Китай снял двусторонние отношения с паузы.

Можно сказать, что после 2020 года беларусско-китайские отношения развивались в двух параллельных плоскостях. Политические отношения остались на прежнем высоком уровне. Китай поддержал беларусский режим, Си Цзиньпин первым поздравил Лукашенко с победой на президентских выборах. Пекин защищал официальный Минск на всех международных площадках, осуждал Запад за «вмешательство во внутренние дела Беларуси». Ведь политика режима Лукашенко вписывается в геополитический конфликт Китая с Западом.

Но что касается экономических отношений, особенно китайских инвестиций, то интерес Китая к Беларуси снизился. В связи с конфликтом между Беларусью и ЕС, особенно с соседними странами (Польша, Литва), транзитное значение беларусской территории уменьшилось. Бизнес-климат в Беларуси резко ухудшился.

Также не лучшие времена переживает индустриальный парк «Великий камень» — знаковый объект белорусско-китайского сотрудничества. Для китайских компаний экономический смысл этого оффшора заключается в реализации продукции, произведенной в парке в условиях налоговых льгот, в страны Евросоюза. Для этого нужны хорошие отношения между Беларусью и Европейским Союзом. А какие они сегодня, не стоит и напоминать. В январе этого года глава индустриального парка Александр Ярошенко заявил, что «расходы на парк не окупились».

Нынешний визит Лукашенко в Китай был призван решить две задачи. Во-первых, это прорыв международной изоляции. Ведь визиты в Минск российских губернаторов или президента непризнанной Абхазии, а также поездка Лукашенко в Зимбабве – яркий показатель печального состояния внешней политики Беларуси. А посещение одной из двух крупнейших стран мира – это совсем другое. То есть поездка в Китай имеет для Лукашенко важное символическое, престижное значение. Поэтому он так рассыпался в восточной лести в адрес КНР и лично Си Цзиньпина.

Вторая задача – получить помощь Китая в преодолении введенных Западом санкций.

В результате обвала беларусской торговли со странами ЕС и Украины, Китай стал вторым внешнеторговым партнером Беларуси после России. Согласно китайской статистике, в 2022 году экспорт Беларуси в Китай увеличится на 65%. В основном за счет продуктов питания. То есть торговля с Китаем (как и с Россией) во многом компенсировала потери Беларуси от резкого спада экономических отношений с Евросоюзом и Украиной. Минск очень рассчитывает на продолжение этой тенденции. Руководство Беларуси особо надеется, что китайские технологии смогут заменить западные, которые страна потеряла в результате санкций.

Официально Лукашенко и Си Цзиньпин подписали пакет из 16 документов. Однако серьезных прорывов визит Лукашенко не принес. Первый вице-премьер Николай Снопков заявлял, что общий экономический эффект от достигнутых договоренностей оценивается более чем в $3,5 миллиарда. Однако на фоне предыдущих подобных саммитов такой результат выглядит скромным. Для сравнения: в 2009 году Китай открыл для Беларуси кредитную линию на $15 млрд. Или, например, во время визита председателя КНР Си Цзиньпина в Минск в 2015 году был выделен китайский кредит в размере $7 млрд. А тот же Николай Снопков, который в то время занимал должность замглавы Администрации президента, оценивал портфель договоренностей в $18 млрд. А еще надо учитывать, что за это время доллар девальвировался.

5 марта 2023 г

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.