TOP

«КАТКИ И ХОККЕИСТЫ СТРАНЕ НУЖНЫ. НО ВСЕМУ ЖЕ ЕСТЬ ПРЕДЕЛ»

Почему Вячеслава Хоронеко — «король гирь», рекордсмен Книги рекордов Гиннесса, переживший теракт в минском метро, вынужден работать охранником? 

На сегодняшний день в активе 51-летнего атлета 134 официальных рекорда в экстремальном подъеме тяжестей. Наверняка, во многих европейских странах такие люди, как Вячеслав Хоронеко, всегда были бы в центре внимания. Но наши реалии таковы, что прославленный спортсмен работает на скромной должности охранника в одной из столичных частных фирм и не жалуется на жизнь.

— Во многих странах мира спортсмены вашего уровня обласканы государством. Сейчас вы работаете офисным охранником. Не обидно?

— Смысла причитать, проклинать судьбу нет. Да, мог бы давно уехать из Беларуси в «сытые» страны. Но я патриот. В свое время были предложения из Германии и других стран. Формулировались они просто: ваше имя и ваши титулы хорошо бы подошли для рекламы продукции нашей компании, за это вы будете получать определенные дивиденды пожизненно. У меня и на родине есть разовые предложения выступить. Но, к сожалению, в Беларуси я востребован не так, как хотелось бы, да и не развита в нашей стране рекламная индустрия. Единственные мои «дивиденды», которые я сейчас получаю от государства, это пенсия сотрудника МВД в отставке.

— Насколько понимаю, деньги, по белорусским меркам, приличные…

— Я и не жалуюсь. Знаю, что есть люди, которые живут хуже. А пенсия у меня хорошая, но маленькая. (Улыбается.) 22 года жизни я отдал системе Министерства внутренних дел — преподавал физическую подготовку курсантам Академии МВД. В звании подполковника вышел на пенсию по выслуге лет и сейчас получаю пенсию 2 миллиона 400 тысяч рублей.

Раньше было больше. Но сейчас какое-то новое веяние: пенсии бывших сотрудников МВД уравнивают с пенсиями гражданских. Я не считаю, что бывшие милиционеры обязательно должны получать больше. Вовсе нет. Я за то, чтобы достойные пенсии были у врачей, учителей, рабочих… Чтобы на пенсию можно было жить, а не существовать.

Поэтому и искал подработку. Устроился охранником. График: сутки через трое. Везде стараюсь находить свои плюсы. Сейчас вижу плюс в том, что могу тренироваться прямо на рабочем месте.

— На вашем счету более 130 рекордов. Наверняка, есть какая- то особая система подготовки, питания, режима. Поделитесь?

— Есть: меньше пейте и не курите, больше двигайтесь. (Смеется.) А если серьезно: конечно, я каждый день тренируюсь. Посвящаю занятиям до полутора часов. У меня своя методика тренировок. Это называется оздоровительно-силовая гимнастика с элементами йоги, включающая в себя отжимания в различных плоскостях, упражнения на пресс, приседания, растяжку. Сейчас мне почти 52 года, а ночью меня разбуди, и я без подготовки сто раз отожмусь, 20 раз подтянусь и в шпагате минут 5—10 просижу. Ну и 500 раз 24-килограммовую гирю подниму. А это, как ни крути, больше тонны выйдет…

Ну, а что касается питания, то я презираю диеты. Серьезно. Я абсолютно всеяден. Ем даже после 18.00. У меня нет такого, что я прихожу и «наваливаюсь» от пуза, — ем маленькими порциями 5—6 раз в день. В еде предпочитаю овощи-фрукты, очень люблю помидоры и имбирь. Если готовлюсь к установке очередного рекорда, то в рационе преобладают белки и углеводы — куриное мясо, макароны, каши, витамины.

А еще я никогда не использую различные добавки для наращивания массы тела. Сам по себе природный потенциал организма человека огромен. Просто его нужно раскрыть. Вот и все секреты.

— У вас никогда не было желания набрать группу энтузиастов и сделать из них рекордсменов?

— Рекордсменами рождаются единицы. Организм каждого человека индивидуален. Те нагрузки, которые подходят мне, не подойдут вам. Не можете поднимать гирю — возьмите гантели. Не можете бегать — ходите, двигайтесь. Каждому свое.

Хоть завтра мог бы набрать группу людей и начать с ними заниматься по своей методике. Но никто с подобным предложением не выходил, а сам просить за себя не умею. Если, допустим, после нашей беседы кто-то заинтересуется, — я открыт для контактов.

Меня вообще поражает отношение государства к здоровому образу жизни. Очевидное, что лежит на поверхности, звучит так: будущее у страны есть только тогда, когда ее граждане здоровы. И физически, и морально. А у нас что? Огромные средства выделяются и тратятся на хоккей, который себя не окупает. Не спорю, катки и хоккеисты стране нужны. Но всему же есть предел.

Какие результаты показало наше «Динамо»? Где сейчас наша сборная?

— Где?

— Не провоцируйте на рифму. Еще раз повторюсь: не нужны эти перегибы. Были бы у меня полномочия, я бы в приказном порядке ввел в школах обязательный урок плавания. От того, что ребенок не будет уметь кататься на коньках и держать клюшку, катастрофы не будет. Но каждый ребенок должен уметь плавать. Во-первых, это очень полезно для здоровья. Во-вторых, в жизни это пригодится куда больше.

Во всем мире хоккей — игра богатых людей. Нужны немалые средства, чтобы экипировать ребенка. Уж точно куда большие, чем затраты на покупку плавок, шапочки и очков для бассейна. Разве я не прав?

— Давайте вернемся к вашим достижениям. Один из самых ярких рекордов в своей карьере вы поставили в 2005 году, когда на протяжении двух суток без сна и отдыха поднимали бочку весом 40 килограммов. За подобные достижения в Беларуси хорошо платят?

— Тот рекорд состоялся при спонсорской помощи МВД. Тогда мне выдали на руки две тысячи долларов, сказав, что в эту сумму входят и затраты на подготовку к рекорду, и мой гонорар. Я готовился на протяжении двух месяцев.

По правде говоря, большая часть этой суммы ушла на овощи-фрукты, витамины. Рекорд я все-таки поставил, подняв эту самую бочку на вытянутых руках 6160 раз за 48 часов.

В качестве своеобразного бонуса мне было присвоено звание подполковника милиции. Погоны вручал лично министр. Тогда им был Владимир Наумов. Но все это — деньги, погоны — настолько неважно, если знаешь, сколько сил и здоровья угроблено. Мало кто знает, что однажды, устанавливая рекорд, я находился в буквальном смысле на грани жизни и смерти.

— ???

— Это было зимой 1999 года. Тогда мне предложили установить суперэкстремальный рекорд. Я должен был выжимать гирю весом в 32 килограмма, находясь на дне бассейна. Задержав дыхание, без всяких там аквалангов.

Что я чувствовал? Во-первых, усесться на шпагат на дне бассейна оказалось не так просто (но гиря меня «прибила», уселся). Стал выжимать (кстати, в воде двухпудовый снаряд показался мне легче, чем на суше). Сижу, выжимаю. И думаю, еще бы секунд 10 продержаться… Хотите верьте, хотите — нет, но в тот момент как будто внутренний голос подсказал, что гирю надо бросить. Бросил. Всплыл на поверхность. Ощущение было, как будто два стакана водки залпом выпил. Мутит, ведет, шатает…

Тут же ко мне врач подбегает: меряет пульс, давление… Вердикт был пугающим — еще бы 10 секунд, и кровоизлияние в мозг было бы неизбежным. А я ведь думал еще под водой побыть.

В итоге сотворил рекорд, который вошел в Книгу Гиннесса, — 21подъем за 52 секунды. Достижение до сих пор не побито.

— Не очень приятно говорить о смерти, но я знаю, что еще один день рождения вы будете отмечать 11 апреля. В годовщину теракта в минском метро…

— Там я тоже не погиб по чистой случайности. В момент взрыва как раз стоял на мостике, у перехода на «Купаловскую». Услышал хлопок и машинально среагировал — присел. Через долю секунды полетели болты, гайки… Задело все-таки голову (потом наложили швы).

О том, что я был в метро, узнали журналисты. Я что-то им тогда рассказал. Обидело то, что некоторые «умники» сразу стали упрекать меня: вот, мол, Хоронеко больше ничего не может, кроме как пиар себе таким образом делать…

Не дай Бог моим «доброжелателям» такого пиара. Конечно, было страшно: толпа паникует, все кричат, у людей шок. Мне и сейчас это вспоминать страшно. Я и в суд поэтому не пошел: не хотел вспоминать все снова.

После того дня я понял одну простую вещь: завтра может не наступить. Поэтому принял за правило — каждый день проживать, как последний. Стараюсь каждый день приносить пользу людям. Своими выступлениями доказываю публике, что занятия спортом полезней выпивки в подворотне. Своей жене Светлане — что я ее люблю. Правда, каждый день доказываю. Делом. Вот сегодня, к примеру, перед встречей с вами посуду дома помыл. (Смеется.)

— Закончить разговор хотелось бы на оптимистичной ноте. Когда ждать новых рекордов?

— Уже заканчиваю подготовку к установке сразу двух новых рекордов, которые постараюсь поставить в апреле. Они заключаются в следующем: на протяжении 5 минут, сидя в шпагате, буду поднимать гирю весом 24 кг. Прошлое достижение — 88 подъемов. Сейчас нацеливаюсь на круглую цифру — 90.

Также попробую побить свой собственный двухминутный «экспресс-рекорд»: в шпагате на скорость буду поднимать 24-килограммовую гирю. Прошлое достижение — 43 подъема.

Так что, пока есть силы, постараюсь удивлять!

Виталий ГАРБУЗОВ, Gazetaby.com

Присоединяйтесь к нам в Фэйсбуке, Telegram или Одноклассниках, чтобы быть в курсе важнейших событий страны или обсудить тему, которая вас взволновала.